Истории пьющих вождей

26.01.2011 в 11:28 | Автор: Бахус
 
Фото: Осенняя охота (Истории пьющих вождей)

Осенняя охота

Открытие персональной выставки произведений живописи и графики Светланы Кондратенко в Музее современного изобразительного искусства Украины одновременно стало и презентацией его нового зала. Экспозиция, развернутая до 18 февраля, впервые в столь полном объеме представляет все стороны творчества киевского автора.

Условно все работы можно разделить на три тематических раздела. Наиболее одиозен первый, где представлены картины раннего цикла из серии «История в застольях» («Алкоголь в истории человечества»).

Склонность к резкой художественной пародии, выразившаяся у Кондратенко в гротескном цикле «История в застольях», послужила поводом для создания ей своеобразной популярности. Многие пришли на открытие выставки специально для того, чтобы полюбоваться «Осенней охотой», где угодливый Михаил Горбачев угощает Брежнева, вальяжно попыхивающего сигарой в компании Андропова и Черненко марочным коньяком. На столе все простенько, но со вкусом: нарезанное сальцо, огурчики, пирожки — вполне демократические посиделки вождей.

А вот «Полусладкое “Тильзит”» — более глубокомысленный холст; здесь Наполеон и Александр I после подписания известного договора в предвкушении «распила» Европы. Но и тут царственные особы выпивают. Правда, на столике иная закуска: омары, устрицы, лимончики и виноград, а шампанское, как водится, погружено в серебряное ведерко со льдом.

Ну, а «Танцы», не выходя за пределы жанра, далеки от умиротворенности первых двух полотен. Опять же застолье, опять же пьют, но пиво с раками. Крупская до того разошлась, что метнула во вторую революционную половинку книгой (наверное, «Манифестом»). Ленин в испуге закрылся рукой, Маркс и Энгельс стоически спокойны, а Свердлов явно задумал какие-то козни. На вопрос, что же послужило источником вдохновения для таких странноватых холстов, вопреки высоколобой искусствоведческой трактовке о нешаблонной реанимации жанра «исторической картины», Светлана Кондратенко ответила настолько же прямолинейно, сколь и парадоксально:

Я изобразила на них пьянство.

Вот так, и никаких вам политических параллелей или сатиры. Жаль, что художница не пошла дальше в своем развитии темы. Можно было бы, например, пофантазировать на тему «Горбачев вырубает крымскую лозу» или «Жерар Депардье — винодел»…

По материалам: Экономические известия