Новый акциз — угроза потери коньяка Украины
Корпорация «Первый Национальный Винодельческий Холдинг», при поддержке ведущих производителей коньяка Украины, считает нецелесообразным предложение правительства по повышению акцизного налога на спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок из винограда, которое отражено в законопроекте №10653, зарегистрированном в Верховной Раде 21 июня 2012 года.
Предлагаемые Кабинетом Министров, благие для государства изменения, по повышению ставок налога, на коньяк должно, вроде бы, привести к наполнению государственного бюджета. Но, это повышение акциза станет катастрофическим для отечественной коньячной отрасли.
Результатом станет остановка ряда предприятий производителей, что повлечет не только экономические, но и социальные бедствия для регионов, где в производстве коньяка задействовано значительное количество населения. Для производителей качественного украинского коньяка это грозит сокращением объемов производства и вытеснением с рынка продукцией низкого качества.
Согласно действующей редакции Налогового кодекса Украины на «коньяк Украины» и «Cognac» (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00) с 1 января 2012 года до 1 января 2013 года применяется ставка акцизного сбора в размере 27 гривен за 1 литр 100-процентного спирта. Для стимулирования отрасли было бы логично продлить ее на неограниченный срок с последующей ежегодной индексацией.
Обратите внимание, что льготная ставка акциза одинакова как для «коньяка Украины», так и для продукта «Cognac», произведенного во Франции. Это алкоголь, который произведен по классической коньячной технологии предприятиями полного цикла производства, в отличие от бренди или любого крепкого напитка.
Как известно, с 1 апреля 2013 года «коньяком Украина» имеет право называться продукт, содержащий не менее 25% спиртов украинского происхождения. Так, в первую очередь изменения коснутся отечественных производителей коньяка, работающих по полному циклу производства, и развивают собственную сырьевую базу. Использование полного цикла производства, начиная с выращивания винограда, перекурки и выдержки спирта и розливу требует минимум 3 года, в свою очередь требует от производителя значительных оборотных средств.
Украина имеет уникальные по климатическим условиям территории для выращивания винограда и производства вин и коньяков. Поэтому, главной целью для отрасли и страны должно быть заполнение рынка, в перспективе растущего спроса, именно отечественным продуктом. Речь идет об аутентичных продуктах, произведенных из винограда, выращенного на украинской земле и собранного руками украинцев.
Сейчас же наблюдается совершенно противоположная тенденция, когда доля импортных напитков из винограда на украинском рынке растет динамичными темпами. Огромное количество коньячных напитков посредственного качества зарубежного происхождения, которые дотируются своими странами, заполоняют полки украинских магазинов.
Чтобы производить коньяк из украинского винограда и быть способными удовлетворить спрос в перспективе ближайших лет, необходимо высаживать больше десяти тысяч гектар виноградников ежегодно, что при текущем состоянии оборотных средств многих предприятий не представляется возможным. Острая необходимость в поддержке виноградарства обусловлена самой природой отрасли, поскольку расходы, понесенные на посадку винограда, дают положительные результаты в виде урожая и вина лишь на 4-5 года, а в виде коньяка — через 7-8 лет.
Эта отрасль, как ни одна другая отрасль по производству напитков имеет очень большой срок окупаемости инвестиций. Без государственной поддержки срок окупаемости инвестиций на посадку виноградников составляет более 15 лет, что делает инвестиции в развитие сырьевой базы крайне непривлекательными.
Чтобы произвести коньяк, мало вырастить виноград, нужно из него сделать вино, двойной перегонкой превратить его в коньячный спирт (бренди получают путем непрерывной дистилляция) и минимум 3 года выдерживать его в дубовых бочках в соответствии с украинскими стандартами. За счет этого себестоимость отечественного ординарного коньяка значительно выше импортных спиртов, в том числе и по причине того, что винодельческая отрасль в ЕС получает огромные дотации.
Так, по сравнению с «боттлерами», работающих по схеме «привез спирт — разлил бренди», себестоимость «коньяка Украины», при равных условиях, за 3 года с учета стоимости денег будет выше в 1,64 раза. Именно поэтому «коньяк Украины» не может быть приравнен по ставкам акцизного сбора к другим крепким алкогольным напиткам, таких как водка и бренди, которые могут разливаться вообще без выдержки и с минимальной выдержкой в 6 месяцев, соответственно. Отмена льготной ставки акцизного сбора ставит производителей коньяка в сравнении с производителями другого алкоголя в неравные конкурентные условия.
Кроме того, предлагаемое повышение ставки акцизного сбора, приведет к росту стоимости конечного продукта. С одной стороны это приведет к снижению конкурентоспособности продукции, с другой — к уменьшению доходности и привлекательности бизнеса по производству «коньяков Украины». В результате наступит очень высокая вероятность угрозы исчезновения с рынка ординарных коньяков, которые изготавливаются из отечественного сырья.
Как следствие, предприятия производящие «коньяк Украины» будут на грани банкротства и будут вынуждены:
- Сократить объемы производства;
- Распродать запасы собственного сырья (украинских спиртов) за бесценок;
- Сократить численность персонала задействованного в виноградарстве, первичном виноделии, перекурке и выдержке спиртов.
При этом следует помнить, что благополучие отдельных регионов, населенных пунктов напрямую зависит от функционирования крупных винодельческих предприятий (например, Одесская, Херсонская, Закарпатская области и АР Крым). Общая площадь виноградников коньячных производителей Украины, применяющих полный цикл производства, составляет около 5 тысяч гектар. На этих площадях и в смежном производстве работают более 8 000 виноградарей.
Принятие законопроекта №10653 приведет к ухудшению социально-экономического положения целых регионов Украины.
Стоит отметить, что в течение 2010-2012 годов в ходе переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли со странами ЕС было немало спорных вопросов, в сфере географических наименований и наименований видов продукции. Так Украина получила право на переходный период в применении названия «коньяк Украины» в течение 10 лет, по окончании которого, должна полностью отказаться от этого названия, а также разработать и вывести на рынок (в т.ч. международный) альтернативное название продукта произведенного по коньячной технологии из винограда, выращенного в уникальных украинских терруарах.
При повышении ставок акцизного сбора на «коньяк Украины» данная стратегия теряет смысл, поскольку, как уже отмечалось, отечественная сырьевая база придет в упадок, а производство «коньяка Украины» и особенно с альтернативным названием, на продвижение которого потребуются значительные затраты, станет крайне невыгодным.
При почти одинаковых финансовых результатах, как при поднятии акциза, так и при сохранении льготной ставки, государство может или навсегда утратить такой продукт, как «коньяк Украины», или сохранить льготную ставку акцизного сбора для дальнейшего развития отрасли.
Напомним, что для производства коньяка (в истинном его понимании, согласно полному циклу производства) длительно время применяются льготные условия по ставке акцизного сбора. Так, в 2009 было продление действия ставки акцизного сбора на спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок из винограда, в размере 14 гривен за 1 л 100-процентного спирта до 31 декабря 2010 года.
И, примечательно, что в марте 2010 г. Президент Украины Виктор Янукович подписал закон, предусматривающий отсрочку повышения ставки акцизного сбора на спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок из винограда.
С 1 января 2011 г. устанавливается ставка акцизной пошлины в размере 20 гривен за 1 л 100-процентного спирта. С 1 января 2012 г. — в размере 27 гривен за 1 л 100-процентного спирта, и это повышение, по динамике, обогнало рост акциза на другие напитки.