Алкоголь в исламе. Отношение мусульман к спиртному.

24.07.2010 в 10:46 | Автор: Бахус
 

Фото: Алкоголь в исламе. Отношение мусульман к спиртному.Если спросить совершенно ординарного человека-немусульманина, с чем у него ассоциируется такое понятие, как «ислам», почти наверняка сразу же после «терроризма» он назовет «сухой закон», «запрет на алкоголь». Действительно, ислам, пожалуй, единственная из мировых религий, где активно и громогласно провозглашается запрет на употребление алкоголя и других «дурманящих» веществ и продуктов.

Общеизвестно, что подобные транквилизаторы сопровождают всю историю человечества и отношение к ним в вероучительных положениях и практике либо не обозначается, либо говорится о возможности умеренного употребления. Также еще более очевидно, что человеческой цивилизации вообще, и мусульманской в частности, до сих пор не удалось окончательно извести из жизни «зеленого змия». А это невольно вызывает вопрос, насколько силен запрет на алкоголь в исламе и насколько он соблюдался в истории этой религии.

«Arabia felix — cчастливая Аравия»

Так называли страну, которой суждено было стать колыбелью ислама до времен начала посланнической миссии пророка Мухаммада. На аравийском побережье существовали довольно развитые города-государства, а в центре полуострова жили полудикие бедуины-язычники, которые время от времени устраивали поэтические состязания, часто закапывали в землю новорожденных девочек и сильно пили. Думается, окажись современный человек среди доисламских арабов,  первое, что он отметил бы, так это полное отсутствие у доисламских арабов хоть какой-то культура пития. Можно было бы даже сказать, что общество это в целом изрядно «злоупотребляет». Употребляли виноградное вино, а также некий продукт на основе местных фиников, про который один исследователь-исламовед в приватной беседе заметил, что он был крепостью 60 «градусов». Двадцать градусов была крепость собственно напитка, и еще на сорок «развозила» аравийская жара.

Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога. Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в том числе и об алкоголе, сложились позднее, уже после переселения пророка из Мекки в Медину в 622 году.

Вот основные антиалкогольные аяты Корана:

«Они тебя о винах и азартных играх вопрошают. Скажи: в них грех большой, но есть для вас и польза, хоть больше в них греха чем пользы» (Коран, 2: 219, перевод смыслов В. Пороховой).

«О вы, кто верует. Все, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи, И камни (жертвенников, алтарей, и мест молений), и жребии на стрелах. Все это мерзость, что измыслил сатана. Так воздержитесь же от этих искушений, чтобы иметь вам счастье и успех» (Коран 5; 90).

В новообразованной исламской общине преодоление пьянства пришло не сразу. Даже после принятия ислама, многие сподвижники пророка продолжали употреблять, и устраивать пиршества с алкоголем. Поэтому неприятие пьянства вводилось постепенно, сначала был ниспослан аят, в котором говорилось о грехе и «некоей пользе пьянства», затем аят, в котором верующие предупреждались от того, чтобы пьяными становиться на молитву (традиция гласит, что этот стих был ниспослан после того, как группа подвыпивших мусульман встала на молитву и перепутала ее слова, тем самым сделав молитву недействительной) и, наконец, было однозначно сказано, что алкоголь, наряду с азартными играми и гаданием, — деяния сатаны.

Именно это положение Корана считается у мусульман основой для причисления алкоголя к категории «харам/запретное». Между тем, даже поверхностный анализ текстов этих аятов, приводит к мысли, что речь в них не идет об абсолютном запрете, но лишь содержится рекомендация «держаться подальше» для того, чтобы иметь успех в жизни и делах. Ведь «есть в этом некоторая польза…».

Например, как повествует «Жизнеописание Пророка» Ибн Ишама, по одной из версий, будущий праведный халиф Умар познакомился с Мухаммадом следующим образом. Сильный физически и отличавшийся буйным нравом мекканец Умар ибн-Хаттаб, однажды вечером ощутил острую необходимость добавить… А винная лавка находилась недалеко от святилища Каабы, где в это время истово молился пророк. И молитва так подействовала на пришедшего за вином Умара, что он оставил все грешные помыслы и стал последователем нового пророка.

В дополнение к вышесказанному можно отметить, что в суре Пчелы, имеется аят следующего содержания:

«Из пальмовых плодов и виноградных лоз вы пищу добрую находите себе и опьяняющий напиток — здесь истино знамение для тех, кто разумеет» (Коран 16;67).

В истории этот аят толковался по разному. Многие ортодоксальные богословы комментировали его в том смысле, что одни и те же дары природы могут быть как полезными человеку, так и наносить ему вред. Часть суфиев и либеральные толкователи объясняли содержание этого аята как возможность определенного послабления в употреблении алкоголя для духовно продвинутых личностей и просто тех, у кого голова всегда на месте.

Содержащие однозначный запрет на алкоголь хадисы, появились уже в конце мединского периода, когда и власть Мухаммада, и исламская умма достаточно усилились и окрепли. Именно в Медине имел место акт введения «сухого закона», когда кожаные бурдюки с вином разрезались, а их содержимое выливалось на землю. В хадисах говорилось, что проклят будет не только сам пьяница, но также производящие и продающие алкоголь, что молитвы-намазы выпившего не будет приниматься Аллахом Всевышним в течение 40 дней с момента пития.

Мухаммад, правда, предвидел, что со временем среди членов его общины появятся такие, которые объявят дозволенным винопитие. Для обозначения алкоголя, а в последнее время также наркотиков и других дурманящих средств, мусульманский шариат оперирует понятием «Хамр», производное от арабского корня «хаммара», означающего нечто вроде «покрывать пеленой, туманить». Имеется в виду, что подобные средства туманят разум. Однако в первые века ислама под «хамром» понимался прежде всего продукт брожения виноградного и иных фруктовых соков. Например, в первом по времени формирования мазхабе (богословско-правовая система) имама Абу Ханифы в эту категорию не попадало, например, пиво, хотя другие имамы-основатели мазхабов включили пиво в число опьяняющих средств. Кроме того, в 860 году выдающийся персидский врач ар-Рази получил путем перегонки спирт, также обладающий релаксирующе-опьяняющим эффектом, но он был уже обозначен как «аль-кохль» (алкоголь), что в переводе с арабского означает лекарство, или целебное средство.

Новейшая история

Фото: Безалкогольное пиво «Holsten» в Саудовской Аравии.Строгого единства по этому вопросу нет и у современных богословов. Так известный шейх доктор Юсуф Кардави на основе принципа «что грех в большом, то грех и в малом» вывел фетву о запретности т.н. безалкогольного пива, мотивируя это тем, что в минимальных количествах алкоголь в нем все-таки есть. Но этот напиток свободно продается в ультраортодоксальных Саудовской Аравии и Иране.

Известно, что в Турции, а также среди сирийцев и ливанцев всех исповеданий, распространена виноградная водка арак (ракия). Как утверждают предания, принесла ее в эти места армия мусульманского халифата.

В принципе, такое строгое отношение к спиртному в среде аравийских арабов было исторически оправданным. В годы пророка Мухаммада употребление спиртного здесь приобрело масштабы социальной и психической патологии. А человеческая практика пока еще не знает иного метода борьбы с этой патологией, кроме как полное воздержание на достаточно длительный период, либо навсегда. И неважно каким путем это достигается — ниспосланием аята, кодированием, либо вшиванием «торпедо».

Но вот во многих странах, куда распространялся ислам, употребление алкоголя было частью достаточно высокой религиозной культуры и религиозной практики. Речь, в первую очередь, идет о Персии, где вино с давних пор было составляющей зороастрийской культуры. Здесь существует красивое предание о том, что птица, некогда освобожденная из змеиной пасти, лучниками древнего зороастрийского царя Джамшида, в знак благодарности уронила перед ним на землю несколько семян, проросших впоследствии виноградной лозой. Царь очень любил сок из ягод винограда, но однажды сок этот показался ему несколько прокисшим, он отставил кувшин, и по-царски повелел отрубить принесшему сок рабу голову. В этот момент одна из придворных рабынь, страдавшая нестерпимыми головными болями, решила, что в кувшине яд, и это могло бы стать хорошим средством, для того, чтобы раз и навсегда покончить с мигренью. Рабыня выпила все содержимое кувшина, но не умерла, а лишь заснула. Проснувшись, она уже не почувствовала никакой боли.

Так или иначе, но вино стало частью персидско-зорастрийской культуры. Оно пережило и эпоху ислама. Вино использовалось в некоторых суфийских тарикатах иранского и шиитского происхождения. Алкоголь употребляется последователями таких шиитских сект как алавиты и друзы. Члены суфийского ордена бекташи, существующего и поныне в Албании и Турции, употребляют красное вино в обрядовых целях. Имам Исмаил бен-Джафар, которого представители наиболее многочисленной ветви неортодоксальных шиитов-исмаилиты считают своим основателем, был в свое время лишен отцом, имамом Джафаром Сиддиком, наследства именно за распитие вина. Воспетое Омаром Хайямом и Хафизом вино было не только поэтическим образом, но и вполне конкретным напитком, со вкусом, цветом и запахом, активно вкушавшимся обоими авторами. Кстати, вкус этого вина, из специального сорта винограда, культивируемого на юго-западе Ирана, могут попробовать и наши современники, отыскав в многоцветье винных супермаркетов красное вино, на котором указан сорт винограда «sira», «shira» или «shiraz». Кстати, винные и кабацкие образы присутствуют и в недавно изданном поэтическом сборнике-диване покойного имама Хомейни. Но в этом случае можно полностью поручиться за то, что вино здесь лишь образ…

Не всегда отличались трезвостью и представители суннитской части мусульманского мира. Так халифа Йазида традиция рисует как развратника и беспробудного пьяницу. Дядя прославленного полководца Салах-ад-Дина (Саладина) постоянно сдавал свои крепости одну за другой крестоносцам, и причина этих поражений была одна — постоянные запои этого незадачливого командующего гарнизонами. «Сухой закон» постоянно размачивался многими представителями элиты мусульманских стран средневековья и нового времени.

Можно утверждать, что главным реальным историческим последствием введения в исламе запрета на алкоголь cтало исключение его потребления из сферы открытой публичности. И то сегодня он достаточно открыто употребляется в таких странах как Турция, Сирия, Иордания, Ливан — землях, правда, со значительным немусульманским населением. А в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран, где на публичное употребление алкоголя наложен суровый запрет, эта проблема отнюдь не снята из сферы сугубо приватной. Так злые языки поговаривали, что медицинские проблемы по этой части были у престарелого саудовского монарха, хранителя главных мусульманских святынь Фадха. Несколько лет назад в прессе промелькнули сообщения, что несколько человек в Мекке до смерти отравились суррогатами алкоголя. А ведь это место, где немусульманин не может жить и появляться. В Иране алкоголь дозволен лишь для внутреннего потребления в зороастрийских и христианских общинах.

Годы советской власти уровняли в правах мусульман нашей страны с представителями других религий, в том числе и в праве употреблять спиртные напитки. Ведь это только в советские годы появилась развитая винодельческая индустрия на преимущественно мусульманском Северном Кавказе. Хотя в некоторых районах здесь и правоверные старцы не отказываются от глотка-другого слабой домашней браги-бузы. Утверждается, что этот напиток не противоречит местным обычаям-адабам, а значит, может использоваться и наряду с мусульманскими обычаями.

В специфическом отношении к употреблению алкоголя был многократно замечен председатель Центрального духовного управления мусульман РФ шейх Талгат Таджуддин. Лет десять назад, во время открытия одной из новых мечетей, он разбил о ее стены бутылку шампанского и бутылку водки. Это засняли на видео и чья-то заботливая рука распространила кассету по посольствам арабских стран в Москве, что сказалось на поступлении финансовой и иной помощи из-за рубежа для структур ЦДУМ. Около двух лет назад на одном из совещаний в администрации президента выпускник престижного университета аль-Азхар шейх уль-ислам Талгат-Сафи Таджуддин во всеуслышание заявил, что для решения проблем взаимоотношений между исламом и другими конфессиями представителям этих самых конфессий надо хлопнуть по рюмочке и все само образуется… Впрочем, об экстравагантном муфтии много чего еще говорят, в том числе и в связи с темой данной статьи.

В общем, исламский запрет на алкоголь вовсе не такой уж абсолютный, и возник он в условиях очевидного злоупотребления аравийским обществом горячительными напитками. Полный отказ от спиртного означает здесь прежде всего определенную ступень на пути индивидуального духовного роста, что является делом благим для любой религии.

По материалам:
portal-credo.ru, Моисей Литвак