«Абсолют» — бессмертное детище Ларса Олссона Смита
История шведской водки началась более 400 лет назад. Тогда жители Швеции изготавливали горячительный напиток branvin, который применялся в том числе и как лекарство. Законодательство 1860-х годов запретило гнать «брагу» в домашних условиях: началась эра промышленного водочного производства.
Создателем известной шведской водки «Absolut» считается Ларс Олссон Смит, чей портрет украшает сегодня бутылки с водкой. Его имя овеяно легендами; когда ему исполнилось 10 лет, его бизнес уже начинал процветать, а в 14 лет он уже слыл известным бизнесменом и в начале 19-го века контролировал треть водочной промышленности Швеции.
Изначально Смит импортировал водку из России в Испанию, а в 1869 году он построил самый крупный завод на острове Реймерсхольм. В 1879 году он выпустил водку с названием «Absolut Rent Branvin» («Абсолютно Чистая Водка»), применяя для ее производства абсолютно новый метод очистки — ректификацию.
Продукт проходил через целый ряд дистилляционных колонн, причем в каждой колонне происходило очищение от определенного нежелательного компонента: одна очищала от примесей, придающих неприятный вкус, другая — от метанола и сивушных масел, следующая увеличивала концентрацию спирта. Этот способ и сегодня используется на единственном заводе фирмы «Absolut», построенном сыном Смита в 1906 году в городке Охус.
До того, как господин Смит получил собственную водку, он вообще не прикасался к «огненной воде». Он считал, что в продававшемся в те времена алкоголе содержалось слишком много вредных примесей.
Водка, обладавшая такими качествами, была просто обречена на успех, и Ларс Олссон Смит, не желавший мириться с городской монополией на торговлю спиртными напитками, переносит ее продажу на остров Реймерсхольм. Он пускает бесплатный паром Стокгольм-Реймерсхольм, и магазин начинает процветать.
Развернулась острая конкурентная борьба с водочными монополистами Стокгольма (даже со стрельбой), но, несмотря на это, Смит начинает поставлять свою продукцию за границу и становится одним из самых богатых бизнесменов страны. Спустя некоторое время он утратил состояние, затем вновь восстанавливал капитал. И разорялся снова. Умер Ларс Олссон Смит в 1913 году в полной нищете, не оставив после себя ничего, кроме разгневанных кредиторов и судебных исков.
Но известная торговая марка «Absolut» не умерла вместе с Ларсом Олссоном Смитом, и президент шведской корпорации «Vin&Spirit AB» Ларс Линдмарк решил с ее помощью завоевать Америку. Он поставил перед компанией задачу — выйти на внешние рынки с новым товаром. Маркетинговая «разведка» выяснила, что наибольшие шансы имеет высококачественный светлый алкогольный напиток, отличающийся от уже существующих, но имеющий старинные традиции.
О том, какой быть бутылке водки «Absolut», маркетологи спорили еще в конце 70-х. Идей было много: бутылка в форме карманной фляги, черная непрозрачная бутылка с королевскими гербами, даже бутылка в бумажном пакете, украшенном веселыми картинками из шведской сельской жизни. И вот однажды, рассматривая витрину антикварного магазина в старой части Стокгольма, один из маркетинговой группы Гуннар Броман обратил внимание на старинную шведскую аптечную бутыль.
«Такой и должна быть форма водочной бутылки!»
— осенило его. Бутылка оказалась элегантной, нестандартной, простой по своим очертаниям и очень шведской. Дабы бутылка была абсолютно прозрачной, и возникало ощущение невероятной чистоты и даже стерильности напитка, в составе стекла было понижено содержание железа. В довершение всего товар выделяло отсутствие этикетки. На образе бутылки строятся рекламные сюжеты «Absolut».
И хоть в 1979 году было продано только 10 тыс. 9-литровых ящиков, начало было положено. Уже к 1982 году «Absolut» обошел на американском рынке на десять лет раньше обосновавшуюся там водку «Finlandia», а 85-ом обогнал и прежде лидирующую «Столичную».